Геннадий Гусельников: Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» трансформируется под государственные задачи

  • 16.08.2024

Председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников рассказал о предстоящих изменениях в структуре работы организации и о главных вызовах сегодняшнего времени.

– Недавно был сформирован Совет по развитию Сибири, его утвердил Совет Федерации РФ. В него вошли сибирские губернаторы, члены МАСС Михаил Котюков, Игорь Кобзев, Андрей Травников и Вы, а возглавляет структуру заместитель председателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Усс – в прошлом тоже член «Сибирского соглашения». Каковы цели и задачи Совета?

– Все помнят, как создавался План реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе провели большую работу на федеральном уровне, чтобы добиться включения в него тех мероприятий, которые необходимы регионам Сибири, именно в том объеме и в том составе, который нужен. В этой работе нам помогали представители регионов СФО в Совете Федерации и в Государственной думе. И создание Совета по развитию Сибири – логичное продолжение этой деятельности. Его первое заседание состоится только в октябре, сейчас формируется повестка, Ассоциация тоже участвует в ее разработке.

Одно из направлений работы – это участие в стратегическом планировании. На данный момент принимается Стратегия пространственного развития РФ.

На данный момент уже утвержден набор новых национальных проектов – это очень эффективный и полезный инструмент для достижения государственных целей, источник для реализации задач, которые ставятся в стратегических федеральных документах.

Можно посмотреть, например, на транспортную отрасль. В Плане реализации Стратегии социально-экономического развития СФО предусмотрен комплекс мероприятий, связанных с инфраструктурным обеспечением – создание транспортного каркаса: дорог, аэропортов и прочего. Также существует пятилетний план развития автомобильных дорог России, который будет выступать источником федерального финансирования по части из этих проектов. И наша задача – добиваться, чтобы мероприятия, необходимые регионам, попадали в те документы, на основании которых формируются расходные статьи федерального бюджета.

Еще одно направление работы – это решение существующих нормативных проблем, которые по тем или иным причинам мешают развитию Сибири. В частности, требуется суверенизация технологических направлений. Например, в сфере беспилотных систем. Там целый клубок проблем, связанных с законодательной базой. Их, в том числе, мы и будем решать в рамках Совета.

В моем представлении, цели работы именно такие. Но как будет на практике, покажет время.

– Расскажите, пожалуйста, о ближайших задачах Ассоциации. Недавно председателем Совета МАСС был избран губернатор Красноярского края Михаил Котюков. Какие новые приоритеты в работе появились на сегодняшний день?

– Преемственность между председателями у нас сохраняется. Однако существует многолетняя традиционная практика, когда ассоциация трансформируется под государственные задачи и под задачи, стоящие перед регионами. Поэтому причина предстоящих трансформаций связана скорее с тем, что на федеральном уровне изменилась конфигурация целеполагания. Приняты Указ Президента № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и новые национальные проекты, появились новые направления работы, которыми раньше мы не занимались. Мы всегда меняли структуру исполнительного органа МАСС, приспосабливали ее под новые задачи на уровне страны. Так, видимо, будет и в этот раз.

Кроме того, изменилась конфигурация комиссий Госсовета, поскольку и Госсовет получает новые задачи, новый вес и статус. И нам нужно подстроиться под обеспечение работы губернаторов в комиссии Госсовета, чтобы интересы сибирских регионов там максимально учитывались. Поэтому, скорее всего, потребуется усовершенствовать структуру Ассоциации и с учетом этих изменений.

Кроме того, перед нами теперь стоит масштабная задача – организация работы оперативного штаба по управлению ходом реализации Стратегии социально-экономического развития СФО. При этом имеющийся План реализации стратегии создан по отраслевому принципу, а источником финансирования плана должны стать новые национальные проекты. Поэтому, возможно, предстоит менять структуру плана.

Добавлю, что на данный момент всё взаимодействие на федеральном уровне сохраняется. С вице-премьером Дмитрием Николаевичем Патрушевым, который теперь курирует Сибирский федеральный округ, я уже беседовал. Он проявляет интерес к деятельности Ассоциации.

Кстати, мы продолжаем работать и с Сергеем Евгеньевичем Цивилевым. Теперь уже как министр энергетики РФ он введен в состав Совета МАСС, остается с нами.

Также могу отметить, что немного меняется структура координационных советов МАСС. Во-первых, с двумя инициативами выступила Омская область: губернатор региона Виталий Павлович Хоценко взял на себя сферы промышленности и научно-технологического развития, а также предложил создать направление по молодежной политике. Сельское хозяйство вернулось в Алтайский край. Также существенно расширяется направление работы по внешнеэкономическим связям, в этом активно участвует губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев, который представляет Сибирь в составе совета глав субъектов РФ при МИД России.

– Вы говорите о Стратегии социально-экономического развития Сибири. Как видится ее реализация на данный момент?

– В Стратегии определено восемь кластеров. Их основная задача – кооперация предприятий для глубокой переработки сырья, имеющегося в натуре в Сибири. С этими конкретными направлениями необходимо работать, формировать эти кластеры. И если мы это сделаем успешно, то получим определенную государственную поддержку.

Страна определила нам эти восемь кластеров как приоритетные, значит, страна будет вкладываться в них. А значит, нам надо подготовиться к этому, сделать серьезную заявку, проявить себя на лучшем уровне. Тут нельзя «мышковать», перетягивать влияние, каждому выпячивать себя – так ничего не получится. Нужно действовать сообща. При этом сохранять понимание: кто хочет объединиться, ради чего, каких целей хотят добиться, и какая от этого будет польза для государства, для регионов, для населения, какие мы получим социальные и другие эффекты.

Да, помимо этих восьми кластеров могут создаваться и другие, но общий принцип необходимо сохранять. Сибирь располагает огромным потенциалом. И надо его достойно продемонстрировать на федеральном уровне.

– Один из кластеров, который был добавлен по инициативе регионов уже при формировании Плана реализации Стратегии, – это научно-образовательный, драйверами которого выступают Новосибирская и Томская области. В чем цель его создания?

– Цель этого кластера – объединение организаций, занимающихся деятельностью в данном направлении. В первую очередь требуется получить технологические преимущества по совершенно конкретному перечню компетенций. Этот список мы уже составили, и теперь нужно договориться, кто какие компетенции будет развивать в первую очередь. Ведь если каждый вуз или регион начнут «тянуть одеяло» на себя и будут развивать все направления сразу, то никаких ресурсов не хватит.

Сейчас вузы на серьезном уровне ведут научно-исследовательскую работу, хорошо поставлена «хоздоговорная деятельность», как это раньше называли. То есть они создают инновационные технологичные продукты по запросам конкретных предприятий. И сегодня они должны хорошо представлять весь комплекс работ: от идеи до опытного образца.

То есть, по сути своей, научно-образовательный кластер должен стать формой реализации «треугольника Лаврентьева», который включает науку, подготовку кадров и производство. Задача кластера – собрать тех, кто создает знания, тех, кто формирует кадры под эти знания, и тех, кто эти знания и кадры будет использовать.

— Ранее также сообщалось о проекте создания Севсиба. На каком этапе на данный момент находится эта инициатива?

– Мы достаточно успешно завершили работу по предварительной оценке целесообразности его создания. В середине июня на Сибирском транспортном форуме собирался наш профильный координационный совет под руководством главы Республики Тыва Владислава Товарищтайовича Ховалыга. Транспортники разработанные мероприятия поддержали, и мы направили свои предложения в Минтранс РФ и аппарат Полпреда в СФО. Пока обратной связи не было. Однако уже известно о других направлениях транспортного каркаса, которые планируется развивать на государственном уровне. Одна из существующих стратегий пространственного развития имеет в своем составе инфраструктурные проекты. И там присутствует Северный морской путь. Но по Северному ходу пока никакой определённости нет. Хотя проект это хороший: две больших сибирских реки соединяют страну с Северным морским путем, для Сибири это направление крайне актуально: либо строить железную дорогу на Китай, либо мы идем через Северный морской путь.

Поэтому создание Северного хода крайне важно. Проект это масштабный, и заниматься им надо серьезно. Сначала требуется выполнить работу по проектированию, сделать технико-экономическое обоснование.

Эффективность новой железной дороги, экономическая и социальная, в первую очередь зависит от правильного планирования этапов ее строительства. Например, перегон Белый Яр – Таштагол можно запустить достаточно быстро, он уже существует, его просто надо привести в нормативное состояние, обеспечить необходимой складской инфраструктурой, перегрузочными базами и прочим, но он уже может заработать и закроет большую часть проблем. Если сделать еще один отрезок – от Белого Яра до Нижневартовска, то мы закрываем еще целый пласт территорий с богатейшими ресурсами. Правда, там ничего нет, надо строить с нуля. От Нижневартовска есть технологическая дорога, ей тоже нужно заниматься, но она уже есть. А если сделать участок Белый Яр – Лесосибирск, то мы всю Сибирь поднимем на Енисей. Это те этапы, которые реально сделать.

А вот чтобы пройти в Китай, на Алтай, нужна уже более серьёзная экспедиционная и подготовительная работа. Однако на эту подготовку нужны не триллионы рублей, это реально сделать. При этом если запустить даже один из перечисленных участков, то это оживит деловую активность, а значит, начнет приносить деньги. И это станет толчком к развитию экономики, будет стимулировать более глубокую переработку сырья. Тогда получится, что результаты этой работы ложатся в общую копилку.

В целом могу отметить, что любая работа должна вестись именно так: чтобы ее результат приносил пользу как тем, кто ее ведет, так и государству в целом – работал «в долгую», вписывался в общую стратегию и помогал стране реализовывать ключевые задачи.

Марина Вдовик (Новосибирск)

Источник: https://sibacc.ru/publications/publication/1034/427184/