С его помощью «Росатом» предлагает оказывать услуги морским судам и объектам на берегу
Минцифры и Минпромторг попросили доработать концепцию создания единого оператора связи в Арктике. Ее автор «Росатом» предлагает выделить частоты для мобильной связи и использовать ресурсы имеющихся в регионе проектов
Минцифры рассмотрело концепцию создания трансарктического оператора связи и направило свои замечания, сообщил РБК представитель министерства. «Концепция требует доработки», — отметил он. Что именно необходимо доработать, представитель не уточнил.
Представитель Минпромторга сообщил, что они согласовали концепцию с необходимостью дополнений в отдельных частях, например в части метеорной связи (вид радиосвязи, использующий отражение радиосигнала от ионизированных следов метеоров, сгорающих в атмосфере Земли).
Речь идет о концепции, которую разработал «Росатом» и в конце лета — начале осени разослал в ряд ведомств, пояснил РБК источник на телекоммуникационном рынке.
В концепции (копия есть у РБК) госкомпания предлагает создать оператора с госучастием для оказания услуг фиксированной, спутниковой и мобильной связи в Арктике. Это может быть в том числе некая существующая компания, переданная под управление «Росатома».
Основной задачей трансарктического оператора будут «создание, эксплуатация и развитие доверенной информационно-коммуникационной инфраструктуры»:
Услуги «будут предоставляться по утвержденному прейскуранту, преимущественно по долгосрочным договорам».
В концепции отмечается, что единый оператор в Арктике будет развиваться за счет средств федерального бюджета — собственных и, возможно, через государственно-частное партнерство (ГЧП). Предварительная оценка финансирования — 43,3 млрд руб. до 2030 года и 13,6 млрд руб. до 2035-го без учета использования ГЧП.
В конце октября «Коммерсантъ» писал, что проект создания оператора связи в Арктике предложили включить в обсуждаемый сейчас проект «Национальная экономика данных» до 2030 года. Представитель Минцифры в ответ на вопрос, рассматривается ли такая возможность, сообщил РБК, что министерство не направляло подобного предложения.
Представитель «Росатома» не стал комментировать процесс доработки документа, но пояснил, что создание трансарктического оператора включено в план развития Северного морского пути до 2035-го, утвержденный правительством в прошлом году. По его словам, концепцию готовила межведомственная рабочая группа, куда вошли представители Минцифры, Минвостокразвития, Минпромторга, Минтранса, операторов связи, профильных научно-исследовательских институтов и разработчиков аппаратуры. «Реализация проекта позволит решить ряд стратегических задач: обеспечить надежной, доверенной связью суда в акватории и объекты береговой инфраструктуры Северного морского пути, минерально-сырьевые кластеры, включая вахтовые и строительные поселки, объекты генерации электроэнергии. Принимая во внимание, что проект создания трансарктического оператора затрагивает вопросы, относящиеся к сфере деятельности не только указанных министерств, работа будет продолжена», — сообщил представитель госкорпорации, не исключив, что отдельные инициативы могут включить в нацпрограммы.
В концепции «Росатома» отмечается, что сейчас в Арктике реализуют отдельные государственные и частные проекты в области связи, но существующая инфраструктура несопоставима по качеству и надежности тому, что есть в других регионах. Нет резервных линий связи, нужно построить наземные линии от подводной магистрали, создаваемой в рамках проекта «Полярный экспресс». Существующая сейчас в регионе спутниковая связь не может передавать растущие объемы данных с нормальной скоростью и стоит слишком дорого. Кроме того, надежную связь для судов, находящихся в Северном Ледовитом океане выше 79-го градуса северной широты, сейчас может обеспечить только американская спутниковая система Iridium, «что несет определенные риски в части суверенитета и безопасности».
В то же время недружественные страны могут подавлять сигнал спутниковой связи, поэтому для определения местоположения нужно развивать локальные навигационные системы, а для двухсторонней передачи сигналов бедствия — коротковолновую радиосвязь. Организация профессиональной мобильной связи на судне с помощью базовой станции LTE или 5G, подключенной к спутниковому интернету, позволит обеспечить связь для экипажа и пассажиров, передачу данных для видеонаблюдения, контроля перемещения объектов и других процессов.
Создание ИКТ-инфраструктуры в Арктике должно происходить «по принципу централизованного контроля инвестиций, с понятным и доступным тарифообразованием, обеспечивающим доступность инфраструктуры всем игрокам, а не опираться на требования о сверхприбыли и скорости окупаемости инвестиций, присущие частным компаниям», говорится в документе.
Представители спутниковой системы «Гонец», ГКС и «Морсвязьспутника» подтвердили, что участвовали в обсуждении концепции. По мнению представителя первой, «трансарктический оператор обязательно нужен». Он объясняет, что в Арктическом регионе из-за сложного климата, больших размеров и низкой плотности населения имеются свои специфические потребности, которые необходимо сопоставить с возможностями разных российских систем и предложить потребителям готовые пакеты сервисов. «Это большая работа, которая требует централизации в руках одного оператора. После того как пакеты услуг распределены, возникают дальнейшие вопросы с сервисным обслуживанием абонентских терминалов, обработкой входящих запросов, в том числе экстренных, и т.п. Это важная ежедневная работа, которую должен выполнять оператор на постоянной основе», — рассуждает он.
По словам представителя ГКС, «Росатом» делает ставку на комплексное использование разнообразных технологий связи. «По нашему мнению, трансарктический оператор связи, который будет осуществлять такой комплексный подход, нужен», — отметил он. Представитель «Морсвязьспутника» сообщил, что ФГУП подготовило замечания по проекту концепции, но их суть не пояснил — сказал лишь, что эти замечания были включены в отзыв Минтранса на документ.
Источник РБК, знакомый с предложением «Росатома», говорит, что его главная идея — понять, на какие ресурсы в Арктике можно рассчитывать, где и когда будут построены волоконно-оптические линии связи, где нужно будет использовать спутники и какие. «Росатом» приобрел [блокирующий пакет акций спутникового оператора] «Амтел» и надеется превратить его в главного оператора по Арктике, но весь регион эта компания охватить не сможет», — говорит он. Еще один источник, близкий к компании, чьи ресурсы планируется задействовать при создании трансарктического оператора, утверждает, что главный предмет обсуждения сейчас — как именно тот будет создаваться. «Если «Росатом» готов самостоятельно вкладываться в развитие систем и средств связи для Северного морского пути, это поддерживается, но если госкомпания просто хочет перетянуть на себя одеяло по уже существующим и финансируемым из других источников проектам, это вызывает вопросы», — отметил он.
Представитель ГПКС и «Бюро 1440» не стали комментировать концепцию. Так же поступил и представитель «Ростелекома», у которого есть инфраструктура в Арктической зоне. РБК направил запросы в «Роскосмос», Минтранс и Минвостокразвития.
Фото: Альберт Гарнелис / ТАСС
Источник: https://www.rbc.ru/
Контакты
Шулепова Елена Владимировна
+7 977 890-72-44
+7 913 906-72-82 (WhatsApp)
e.shulepova@sibacc.ru
Дни Сибири и Арктики © 2024